10:08

Homo homini glucus est...
Про математику, про красоту, про практическую пользу и про искусство. И про школьное образование.
society.lb.ua/education/2012/11/30/180805_plach...

@темы: Негатив, Стёб

Комментарии
10.04.2013 в 10:42

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
К сожалению, показывая красоту математики на пальцах и не давая ни определений, ни доказательств, далеко продвинуться нельзя. Определения и доказательства - это тоже красота математики, в которой ни одно слово не бывает лишним. Прекрасно, конечно, дать детям самим дойди до евклидовой геометрии, но они не доберутся самостоятельно даже до квадратных уравнений. Система нужна, и вряд ли автор этого не понимает.
Он предлагает тратить на математику больше, больше, больше времени и решать задачи, интересные и много. Это прекрасно, это то, что делают в хороших матклассах и в маткружках.
Куда он денет остальную школьную программу, мне интересно?
10.04.2013 в 10:48

Homo homini glucus est...
AnnetCat, туда, где ей самое место. Потому что то, что в ней - это не математика, а жуть с ружьём. Я, как пострадавший от школьной математики, подтверждаю сказанное автором.
10.04.2013 в 11:02

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Честно говоря, как человек, наслаждавшийся школьной математикой, не понимаю этого математика =) Он общался не с теми преподавателями.
Насколько я помню, всегда, прежде, чем пользоваться какой-то теоремой, формулой, каким-то признаком, мы сначала его выводили. Причем выводили на уровне: "А давайте подумаем, как вот нам узнать площадь вот этой фигуры?" или "Как вы думаете, эти прямые могут пересечься? Нет? А давайте подумаем, почему не могут, и как это доказать".
Для меня математика всю школу была увлекательной игрой. Я могла не учить теоремы и формулы и выводить их прямо на контрольных и экзаменах. Достаточно понять - и ты сможешь вывести, доказать, придумать. Однажды меня попросили вывести одну формулу, а я случайно вывела другую, которую мы должны были изучать только через неделю.
Но несмотря на то, что учили нас правильно, вокруг была куча народа, которые выли, ныли и математику не любили. Я думаю, дело не столько в подаче материала, сколько в самих учащихся. Они говорят себе: "Математика - это скучно", не слушают вывод теорем, а потом ноют, что ничего не понимают и выполняют автоматическую работу =)
10.04.2013 в 11:05

Homo homini glucus est...
Ticky, тебе повезло - попались хорошие учителя.
10.04.2013 в 11:09

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Punch, да я не про математику. Вот ее начинают изучать так, как предлагает автор. Много, хорошо и весело. Куда мы деваем остальную школьную программу? по другим предметам? мы больше не изучаем историю, литературу, географию, биологию?
Я даже не говорю про ублюдочные предметы типа отдельного специального москвоведения или отдельного специального ОБЖ.
Или мы их тоже изучаем так, как интересно, то есть ДОЛГО? Много, хорошо и весело? и физику, и химию, и все, что надо бы изучить?
Ты представляешь себе, на сколько лет растянется средняя школа?

Я не говорю, что математику не надо изучать весело. Я спрашиваю, где взять время на то, чтобы изучить ВСЕ.

И вывод один: образование ВООБЩЕ никуда не годится. Ну как бы мы это знаем не первый год. Только никто не знает, что с ним делать. Потому что либо оно всеобщее - и тогда у нас массовые учителя и массовые программы, и это тот ужас, который так ужасен, потому что нет столько учителей, способных учить интересно. Либо это у нас учителя, которые могут учить так - и тогда это не всеобщее образование. Потому что таких учителей МАЛО.

Нам всеобщее образование нужно? и если нужно, то какое?
10.04.2013 в 11:10

Люблю
Вообще меня, как преподавателя, необходимость давать формулы без понимания, как, почему, и для чего, раздражает. Как раздражает и учеников необходимость заучивать какую-то непонятную ерунду. Но для понимания в рамках курса математики нет времени. Кхм. Как-то так.
А с приходом ЕГЭ эта проблема вообще обострилась. Если нас на математике учили искать решение задачи, придумывать доказательство, как-то проявляя фантазию, то сейчас гитлер вообще капут. Стандартные примеры из ЕГЭ и самые экономичные по времени и приносящие больше баллов способы их решения. Все. Больше ничего школьникам не нужно.
10.04.2013 в 12:08

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Punch, но это преподавание по стандартным учебникам )) по идее, именно так математику и должны преподавать
и я подчеркиваю - хватало в классе тех, кто считал математику скучной

AnnetCat, ну проблема нехватки хороших учителей - это проблема нехватки хороших специалистов =) Она в любых отраслях есть.
А про "преподавать интересно" - можно преподать школьную программу интересно, увлекательно и уложиться во время. В плане подхода к математике я Punch-у выше отписывалось. У нас учителям времени хватало

Пятый эльф в седьмом ряду, кстати, вопрос: а сильно изменилось преподавание математики в школе лет за десять последних? Я просто заканчивала учебу в 2005 году, нам на понимание времени хватало. В старших классах, конечно, все больше думали о ЕГЭ, но пятый, шестой и т.д. - там ЕГЭ же еще не пахнет, нет?
10.04.2013 в 12:17

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Ticky, чтобы преподавать школьную программу интересно, нужны учителя. Именно.
И их нужно много. Если у нас всеобщее образование. И у каждого должно быть интересно.
На каждом уроке по каждому предмету)) у меня, например, в школе с математикой было отлично, хорошие были учителя. Зато было нудно с литературой, бессмысленно с английским и ужас с химией. Реальный ужас, я так ничего и не поняла за весь школьный курс.

Либо нужна программа, по которой легче преподавать интересно. Но ее нет.
10.04.2013 в 12:18

Говорят, некий древний народ, владевший одной из первых письменностей на Земле, делил тексты на те, которые могут быть безопасно написаны, и те, которые не могут. Вот этот - не может. По многим причинам, самая банальная из которых, наверное, гарантированное восприятие средневзятым читателем: "Я страдал, зазубривая формулу синуса двойного угла. Она мне ни разу в жизни не пригодилась. И единственное, где впринципе может пригодиться - мотивировать моих детей, когда они будут зазубривать это в школе. А тут автор пишет, что это и не математика даже. А математика - это обалденное парение духа! И он показал это доступно даже для меня, совершенно некомпетентного! И даже увлёк! Автор молодец, текст преотличен, так и надо преподавать математику!". Такое восприятие не то чтобы совсем и абсолютно неверно - существенно, что оно опасно для не обладающего в затрагиваемых областях субъектностью. В фантастических книгах и фильмах встречается коллизия, как некто нашёл рецепт колдунства, не понимая, что делает, колданул, вылез могучий дух и СОЗДАЛ ПРОБЛЕМЫ. Вот как-то так оно и.

А текст отличный, конечно.
10.04.2013 в 12:33

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
AnnetCat, про программу, по которой легче преподавать интересно - согласна =) а у нас сейчас вообще программы толком нет. Остатки советской плюс непонятно что...
Ну так врачей тоже надо много хороших. По каждой специальности для каждого человека. И инженеров-конструкторов - сколько домов строится. И программистов - сколько всего автоматизируется. Нехватка хороших специалистов - это проблема не только в одной области. Надо общую квалификацию кадров повышать, а ее повышать трудно, учитывая зарплаты учителей...

пан Колгоспнык, наверное, я слишком хорошо знаю математику, мне было скучно читать... (
10.04.2013 в 12:45

Ticky, я не очень ошибусь, предположив, что ни Ваше высшее образование, ни Ваш род деятельности прямо с математикой не связаны?
10.04.2013 в 12:47

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Ticky, замечательно то, что у нас есть люди, которые действительно могут преподавать интересно. Вот так, как мечтает автор этого текста.
Только это штучные люди. Их можно перечислить по именам. ))

а вообще насчет царского пути в геометрию еще когда было сказано? его нет)
10.04.2013 в 13:02

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
пан Колгоспнык, даже не знаю, что вам ответить, если честно :gigi: по профессии и по образованию я программист, в школе и вузе математику изучала углубленно, сейчас ее в моей жизни, конечно, меньше...
мне статья показалась больно примитивной и не увлекла) реально - на уроках было интереснее

AnnetCat, ну да =)) как ни старайся преподавать понятно, интересно и захватывающе, все равно найдутся те, кто не поймет) И те, кому не понравится)
10.04.2013 в 13:27

Ticky, т.е. прикладная математика как она есть. Ради нужд которой школьная программа, по большому счёту, и имеет тот вид, что сурово порицает автор. Очень знакомо. У меня по первой профессии творческий путь примерно тот же, что у Вас: в школе малый мехмат МГУ + ЗФТШ, учился на ВМиК МГУ на математическом потоке, аспирантура в ИМПБ РАН по матмоделированию в биомеханике, попутно где-то там репетиторство, а где-то сям программирование. Просто это невозможно понять, что прикладная математика - это как бы не математика. Это с трудом в голову влазит, а часто не влазит вообще. Вот и Вы, наверное, на слово не поверите. Что же до примитивности и не увлекательности статьи для Вас - допустим, это оборотная сторона её доступности для человека, не помнящего, что такое треугольник. Это же неважно совершенно.
10.04.2013 в 13:28

Люблю
Ticky, я работаю в институте, так что насчет программы и учебы в 5-6 не обладаю информацией.
А насчетвашего учения математики - именно, что вы ее изучали углубленно, и за счет этого было время во всем разобраться. У общеобразовательных же программ часов - ужас-ужас, можно только по верхам пробежаться, и все. А ведь ни один пункт из программы выкинуть нельзя.
10.04.2013 в 13:45

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
пан Колгоспнык, ну да, понятно, что статья ориентирована на тех, кто математику ненавидит.
А про прикладную математику в принципе понятно: это конкретные методы для конкретных целей. Используемые в конкретных условиях и часто без понимания откуда что берется. Автор негодует как раз на отсутствие понимания, а из-за этого - на отсутствие творчества и возможности придумывать, разрабатывать свои методы и подходы и так далее. Невозможности сделать открытие. Ну, по крайней мере, я так его поняла =)
В университете да, такое проявляется. Преподам важнее заставить сделать конкретные задания, а не заставить понять. Потому что донести информацию до потока из двухсот человек так, чтобы понял каждый - почти нереально. Тут уже дело студента - понимать.
В школе такого подхода не было.
А на работе у меня математики почти нет. Что вспомнила - то применила.

Пятый эльф в седьмом ряду, может, и правда повезло)
10.04.2013 в 15:12

Ticky

>> ну да, понятно, что статья ориентирована на тех, кто математику ненавидит.

Нет. Это эссе. "За всё хорошее против всего плохого". Ориентированное, естественным образом, на коллег: математиков и преподавателей математики. Но не исключающее внимания широкой публики. Для уровня которой приуготовлено, в том числе, доходчивостью примеров. В итоге, получился коктейльчик, к употреблению той самой широкой публикой небезопасный, о чём я в первом своём комментарии и написал. Да и чему всё это обсуждение порукой. А я неважный цицерон, и не находится у меня убедительных словей, чтобы эту простую мысль донести. Пичялька.
10.04.2013 в 16:55

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
пан Колгоспнык, ну почему же, я абсолютно с вами согласна, что коктейльчик небезопасный ) Единственное, с чем я была несогласна - с увлекательностью) А со всем остальным как раз я была склонна согласиться